Здравствуйте! Давайте поговорим о детях…
Прочитав информацию обо мне в соцсетях или на моем сайте, люди задаются вопросом: “Почему я не работаю с детьми?” Вопрос непростой и требует развёрнутого ответа.
Во первых: Кого Вы считаете детьми? Если это великовозрастное чадо, подросток, тинейджер, а то и старше, то я с такими “детьми” работаю, и совсем не потому, что я сомневаюсь в вашем кровном родстве, а потому что это взрослые люди (по крайней мере должны себя таковыми считать). С моей точки зрения - это не дети. Дети заканчиваются, когда заканчивается детство и начинается юность. Мои методы работы для них вполне подходят. При чем, подходят, даже если они не хотят или им не позволяют становиться взрослыми. Этот факт может быть поводом обращения ко мне, если он воспринимается, как проблема.
Во вторых: Говоря, что я не работаю с детьми, я имею в виду, что я не работаю, как пед психолог, как детский психолог. Я не занимаюсь психологическим сопровождением в процессе развития ребенка, формирования его, как личности. Не занимаюсь непосредственно учебным процессом, развитием памяти и интеллекта, лидерских качеств, усидчивости, внимания и так далее. Это совсем другой род деятельности, другое направление, отдельный пласт в психологии, если хотите, другая наука. И это ни в коем случае не вопрос психотерапии, это детская психология в чистом виде. Этому обучают в педагогических вузах детских и школьных психологов. Я таковым не являюсь, не хочу “есть их хлеб” и “снимаю перед ними шляпу”.
Хотя, с моей точки зрения, последнее время они сильно не дорабатывают. Но это не их вина. Это общая тенденция. В угоду, как кажется, благополучию ребенка отдаются в жертву интересы семьи в целом, интересы взрослых, как равноправных членов семьи, а зачастую, и интересы института семьи, общества и государства. Страдают же от этого в первую очередь сами дети (привет ювенальной системе).
Вот тут-то, как раз, и наступает”самое интересное”!
В третьих: На мой взгляд, ключевой вопрос: “А надо ли работать с детьми?”
В процессе перекосов в воспитании и формировании личности возникают проблемы, выраженные в подавленном настроении, апатии, безразличии, в перепадах настроения, истериках, страхах, фобиях, и даже психосоматических реакциях. Все это реакция на внешнее воздействие и является следствием. Для решения вопроса, нужно выявлять причину и работать с ней. А вот это как раз то, с чем я работаю.
Любопытен тот факт, что даже в таких случаях не всегда для решения запроса нужно работать с детьми. В первую очередь, решая проблему детей, нужно работать с их родителями. Зачастую этой работы бывает достаточно. Состояние или поведение ребенка являемся маркером или следствием негативного воздействия родителей или других значимых для ребенка взрослых.
Один из выводов, который можно сделать из вышесказанного: работа с детьми безрезультатна и бесполезна, пока не проведена терапия родителей.
И вот только после того, как отработаны и устранены все причины, я работаю со следствием. Я работаю с реакцией ребенка. Получается, что я врал. Я все так и РАБОТАЮ С ДЕТЬМИ!
Вот общие расхожие примеры причинно-следственной связи:
- Нет желания учиться — нет навыка получения удовольствия от процесса обучения и нет истинной цели обладания багажом навязываемых знаний.
- Нет желания быть мальчиком, смещение акцентов в ролеполовых отношениях в пользу противоположного пола — Завышение роли мамы, женщин, занижение роли папы, обесценивание, уничижение мужчин.
- Нет желания быть девочкой, смещение акцентов в ролеполовых отношениях в пользу противоположного пола — Страх бесправия, бессилия, насилия со стороны мужчин, женской боли, ответственности материнства, одиночества.
- Нет желания взрослеть, становиться родителем — А зачем? Уже всё есть и будет, пока остаюсь ребёнком. А родители - слуги, рабы и должны обеспечивать все прихоти и запросы!
В этих, перечисленных мной, да и во многих других (игромания, зависимость от соцсетей, наркотическая зависимость) примерах в первую очередь нужно работать с родителями.
Ну и в заключении разговор о детях хотелось бы завершить с моей точки зрения очень правильными фразами:
“Если ты не помнишь детства - тебе нужен психолог”.
“Если тебе не хватало родительского тепла - тебе нужен психолог”.
“Если у тебя были родители, скорее всего, - тебе нужен психолог”.
“Если ты не хочешь взрослеть - тебе нужен психолог”.
“Если ты не любишь детей - тебе нужен психолог”.
“Если ты хочешь, чтобы твои дети проживали свою жизнь по твоему сценарию - тебе нужен психолог”.
“Если ты готов пожертвовать своим счастьем, ради… - тебе нужен психолог”.
“Если у тебя сидят на шее - тебе нужен психолог”.
“Если фраза: НУЖНО МЕНЯТЬСЯ, - это всегда о других, - тебе нужен психолог”.
“Если ты не можешь с легкостью заменить слово “должен” на слово “хочу” - тебе нужен психолог”.