Психотерапевт Новиков С.В.

Психологи. Где их готовят и какие они бывают?

Как-то раз на одном из семинаров ко мне как к супервизору подошёл слушатель с интересным вопросом.

И вопрос довольно-таки распространённый на подобных мероприятиях.

Многие приходят на подобные семинары без какого-либо психологического образования и задумываются о его получении.

Хороших ВУЗов много, направленность немного разная и действительно непонятно

… что даст обучение в том или ином заведении?
… каким специалистом будет человек его окончивший?
… какие знания\умения\навыки будут получены и насколько они будут полезны?

Вопрос включающий вышеперечисленное и задал мне один из слушателей.

Я написал статью, которая отвечает на комплекс подобных вопросов.

Психология. Какая она бывает?

  1. “правильная” - классическая, для интересов большой группы
  2. нужная - для интересов узкой группы
  3. клиентцентрированная - индивидуальная (для интересов клиента)

“Правильная” психология

Подготовка специалистов для интересов больших групп.

Это психологи для госструктур, силовых структур (МЧС, ИТУ, МВД), для образования, для здравоохранения, социальных служб.

В основе обучения - государственный подход к целям и задачам, интересы системы во главе угла.

Приоритеты деятельности психологов - систематизация, классификация, жёсткий отбор на работу в системе, тестирования, выявление отклонений от “нормы” с целью воздействия и приведения к норме или исключению из системы. Соответственно госсистема готовит психологов которые служат интересам системы.

Обучение включает изучение систем классификации, социальную психологию. В процессе обучения приобретаются стойкие навыки “учить других, как учить других учить быть психологами”.

Отсутсвует - личностный подход к проблемам отдельно взятого человека, практика помощи клиентам.

Обучение как правило бесплатное. Студенты в процессе обучения НЕ решают свои личные проблемы (которые хотели бы решить).
В процессе дальнейшей работы - жёсткий регламент работы, практически отсутствует творческий подход к деятельности, инициатива наказуема. Зарплата минимальна.

Баланс: стабильно деньги от государства, от клиентов ничего.

Обобщение по деятельности - люди становятся узконаправленными специалистами в интересах системы, получают набор теоретических знаний ( и как правило это не то что они хотели чтобы разобраться в себе и начать помогать другим ), работают на окладе, работа рутинная, интересного мало. Есть "статусная" бумажка - диплом государственного образца.

Психология для интересов малых групп. Капиталистический подход

Заказчики - бизнес элита, руководители предприятий, и все те кто управляет малыми группами людей с целью личной выгоды.

В основе капиталистический подход. Интересы хозяина во главе угла.


Приоритеты деятельности:

  • работа в группе
  • сплочение в корпорацию
  • поднятие корпоративного духа и чувства гордости за принадлежность к эгрегору
  • жёсткий отбор (лояльность к малой группе и хозяину обязательна)
  • манипуляции
  • обучение манипуляциям

Психологи - инструменты для получения максимальной прибыли, для повышения эффективности звеньев бизнес-процессов.

Обучение - дипломы негосударственные (государственного образца). В 50% случаев обучение оплачивают работодатели.
Обучаемые осваивают методики краткосрочного воздействия, индивидуального\массового манипулирования.

В основе обучения:

  • изучение системы критериев для отбора
  • манипуляции
  • обучение манипуляции
  • обучение обучению манипуляции

Основной подход - групповая работа, материальное стимулирование, конкуренция

Работа не регламентирована - регламентировано направление (прибыль).

Жёстко наказывается отклонение от направления, от целей и задач руководства.

Баланс: деньги от работодателей, от людей ощущение собственной важности.

Обобщение по деятельности - приличные деньги за свободу / душу / индивидуальные интересы. Должности высокооплачиваемые, работа напряженная.

Маленькое но важное отступление...

И среди именно этой группы психологов наблюдается самая большая профдеформация, “выгорание”, высокая смертность.

Прослойка. Эгоистичный подход. Групповые “тренинги”

Образование - курсы, тренинги личностного роста.
Цель получение личной выгоды от обучающихся.
Используются методы временного улучшения состояний.

Для обеспечения постоянного дохода ведущего группы создается какая-либо зависимость от курсов\тренингов\группы людей\ведущего.

Используется воздействие на группу, воздействие группы на каждого отдельно человека.

Массовые созависимости от группы, от ведущего.

Баланс - деньги от людей, эмоциональные завязки от людей, людям временно улучшение или улучшение при принадлежности к группе.

И снова маленькое, но важное замечание.
Слова основоположника групповой терапии Курта Левина - "Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности".
Моё замечание: изменить, конечно, так как нужную заказчику или тренеру, а отнюдь не так как хочется кому либо из группы.

Обобщение по деятельности. Так как считаю эту деятельность опасной, расписываю подробнее:

Цели групповых тренингов с точки зрения их организаторов:

  • зарабатывание денег - наиболее простая и понятная цель;
  • "обкатка" технологий по "промыванию мозгов". Кому это необходимо? Может, это нужно "большому брату", а, может быть вообще "дяде Сэму". Хотите быть в качестве "подопытных кроликов"? Тогда, нет проблем.
  • удовлетворение своих амбиций и потребностей.

"Вера, интеллект и мышление оказались негативными ценностями для участников любых форм групповой терапии... вы должны избегать думать головой и повторять то, что говорят вам ваши собственные внутренности", - писал Б.М. Ливер в "New York Times".

Клиент-центрированный подход

Как правило - второе образование. Заинтересован в обучении сам человек.
Направление - интересы каждого отдельного клиента.
Объём образования набирается из различных источников самостоятельным обучением.

Институты отдельных направление личностной и клиентцентрированной терапии ( гештальт, психоанализ, эриксоновская гипнотерапия, институт инновационных психотехнологий … )

В основе обучения - терапевтическая практика. В ходе которой изучаются методики индивидуальной глубинной терапии для решения задач каждого отдельно взятого клиента. В процессе обучения психолог как правило, решает большую часть своих проблем.

В первую очередь результатом обучения становиться его профессиональный уровень.

Работает психолог с теми людьми, которые заинтересованы в улучшении своего состояния, и хотят получить какой-либо результат.
Недостаток: постоянное обучение и самосовершенствование по направлению. Весь пакет знаний и умений в одном месте обучения не получить. Как правило по окончании обучения “статусный” документ “государственного образца” не имеет ни какого значения.

Баланс: деньги равноценно меняются на благополучие клиента.

Обобщение по деятельности - именно в этой области человек становится профессионалом в консультировании, психотерапии и индивидуальной помощи. Есть личностный рост и решение своих проблем, и как следствие удовлетворение своей деятельностью и душевное равновесие.

Заключение

Во всех перечисленных мною направлениях есть свои плюсы и минусы. Поэтому надо чётко представлять что в итоге хотите получить и что действительно получите двигаясь в том или ином направлении.

Надеюсь моя статья поможет вам заранее определиться с правильным выбором.

P.S.: я побывал в каждом из этих направлений, выводы и заключения делаю не понаслышке.

В любом случае выбор за вами...